ЯКУШКИН Иван Дмитриевич

ЯКУШКИН Иван Дмитриевич
(29.12(9.01). 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. - 11 (23).08.1857, Москва)
   философ-материалист, участник движения декабристов. Учился на словесном ф-те Московского ун-та, прослушал полный курс лекций по философии проф. Буле, проштудировал его 6-томную «Историю новой философии». В 1811 г. вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812 г. Близкий друг Чаадаева. Вступил в «Союз спасения» вместе с С. Трубецким и братьями Муравьевыми. После восстания декабристов был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой в Сибири. В 1835 г. отправлен на поселение в Ялуторовск. По амнистии освободился в 1856 г., возвратился в Москву. В ссылке занимался научной и просветительской деятельностью, организовывал школы для местных детей. «Записки» Я., трактат «Что такое человек?» и письма к разным лицам, в т. ч. Чаадаеву, свидетельствуют об изучении им соч. Декарта, Локка, Канта, фр. материалистов XVIII в. и др. Трактат «Что такое человек?» написан Я. в ссылке, его содержание обсуждалось в переписке с Чаадаевым. Впервые трактат опубликован в журн. «Вопросы философии» (1949. № 3). Впоследствии в кн. «Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина» (М., 1951) появилось название «Что такое жизнь?», к-рое воспроизводилось в последующих изданиях соч. Я. и в исследовательской литературе. Однако аутентичным авторским названием следует считать «Что такое человек?». Трактат содержит обширный естественно-научный материал, опираясь на к-рый Я. стремился разрешить широкий круг философских проблем о человеке, жизни, сознании и познавательной деятельности. Здесь выдвигается круг вопросов, близких к поставленным в соч. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии». Однако, в отличие от первого, Я. отвергал понятие о бессмертии души как «преданье старины глубокой». Размышления Я. близки идеям ранних работ Герцена. Его одинаково не удовлетворяют ни противопоставления человека природе, ни взгляд на человека, низводящий его до уровня животных. В связи с этим он обращается к истории философии, Декарту, Локку, Канту. Вся природа в своей основе, с его т. зр., состоит из бесчисленного множества единиц, «особый способ и порядок» к-рых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности, и качественное разнообразие. Позиция Я. своеобразна и не совпадает с традиционной материалистической атомистикой. В определенном смысле она терминологически близка к Лейбницу и его монадологии (от греч. monas - единица). По Я., напр., в качестве единицы может пониматься и выступать человеческое «я». Я. ссылается также на пифагореизм (понимание единицы как «математической точки в спокойствии»). Однако «единицы в спокойствии» - это лишь воображаемый образ, т. к. единицы «доступны нашему понятию» только в движении как предметы и вещи (напр., кристаллы, растения или животные). Как «движущиеся единицы» и человек, и петух, и устрица, и гриб подчиняются одному и тому же закону. Но при всей общности с миром животных человек существенно выделяется «силой мышления». Из-за своей слабой физической природы человек бессилен как обособленная единица, поэтому, выступая как животное мыслящее, он является по необходимости и животным общественным. Человек может жить и действовать лишь в об-ве, воспринимая от него все завоевания человечества и возвращая ему все приобретенные знания и навыки обогащенными и усиленными личной деятельностью. Процесс познания, по Я., начинается с чувственного восприятия, на основе к-рого возникают понятия и теоретические обобщения. Однако далеко не все наши понятия, считал Я., приобретаются только из внешних впечатлений, как полагал Локк. С др. стороны, и т. зр. рационалиста Декарта одностороння, в его лице разум «вздернул нос, как отпущенник-холоп». Кант доказал, что «чистый разум - большой хвастун и часто берется не за свое дело, которое ему не под силу». Своеобразно истолковывая Канта, Я. заключает, что особая задача человека в том, чтобы не претендовать на роль «альфы и омеги мироздания», но сознавать себя лишь как звено в «бесконечной цепи творений», природных существ, определять их отношение к нему и его отношение к ним. Это и является, по Я., процессом самопознания человека, ответом на вопрос: «Что такое человек?»
   С о ч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951; Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов. М., 1951. Т. 1.
   Л и т.: Кулаков Г. Философские взгляды декабриста И. Д. Якушкина // Науч. зап. Днепропетровского гос. ун-та. 1951. Т. 40, вып. 1; Декабристы и русская культура. Л., 1975; Поляков Л. В. Русский неокантианец (Кант и И. Д. Якушкин - к вопросу о формах влияния в истории философии) // Кантовский сборник. Вып. 7. Калининград, 1982; Лебедев А. А. Честь: духовная судьба и жизненная участь И. Д. Якушкина. М., 1989.
   Е. В. Горбачева

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЯКУШКИН Иван Дмитриевич" в других словарях:

  • Якушкин Иван Дмитриевич — Якушкин (Иван Дмитриевич) один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы, а затем с 1808 по 1811 годы он жил у известного писателя Мерзлякова , о котором всегда отзывался с… …   Биографический словарь

  • Якушкин Иван Дмитриевич — [29.12.1793 (9.1.1794), с. Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии, ‒ 11(23).8.1857, Москва], декабрист. Из дворян. В 1808‒11 учился в Московском университете, по окончании поступил подпрапорщиком в лейб гвардии Семёновский полк. Участник… …   Большая советская энциклопедия

  • ЯКУШКИН Иван Дмитриевич — (1793 1857) декабрист, капитан в отставке. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения, член Союза благоденствия и Северного общества. Приговорен к 20 годам каторги …   Большой Энциклопедический словарь

  • Якушкин, Иван Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушкин. Иван Дмитриевич Якушкин …   Википедия

  • Якушкин, Иван Дмитриевич — один из наиболее выдающихся декабристов; родился в ноябре 1793 г. Первоначальное воспитание он получил в доме отца под руководством русских отставных офицеров и гувернеров иностранцев; в 1808 г. он поселился в Москве, в семье известного писателя… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Якушкин Иван Дмитриевич — (1793 1857), декабрист, капитан в отставке (1818). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813 14. Один из учредителей «Союза спасения», член «Союза благоденствия» и Северного общества. Приговорён к 20 годам каторги …   Энциклопедический словарь

  • Якушкин Иван Дмитриевич — Якушкин Иван Дмитриевич (29 декабря 1793 (9 января 1794), с. Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии 11 (23) августа 1857, Москва) отставной капитан 37 го егерского полка, декабрист. Содержание 1 Биография 1.1 Военная служба 1.2 …   Википедия

  • Якушкин Иван Дмитриевич — (1793, село Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии  1857, Москва), . Учился в пансионе , в 1808 11 в . Участник . Служил в Петербурге. Один из основателей «Союза спасения». В начале 1817 переведён в Москву. На совещаниях у А.Н. Муравьёва и… …   Москва (энциклопедия)

  • Якушкин Иван Дмитриевич — один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы, а затем с 1808 по 1811 гг. он жил у известного писателя Мерзлякова, о котором всегда отзывался с уважением и любовью. На словесном… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЯКУШКИН Иван Дмитриевич — (29.12(9.01). 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. 11(23).08.1857, Москва) философ материалист, участник движения декабристов. Учился на словесном ф те Московского ун та, прослушал полный курс лекций по философии проф. Буле,… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»